Как подобрать сабвуфер для автомобиля
Если вы твердо намерены добиться самого лучшего звука
в автомобиле, вам не обойтись без сабвуфера. Сабвуфер
обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая
акустическое оформление автомобиля законченным и
безукоризненным.
Многие авторитетные журналы рассказывают о
сабвуферах, тестируют различные модели известных марок,
выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного
потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл в
результате проведенных тестов? Ведь тестируются в
основном модели таких гигантов, как KENWOOD, PIONEER,
SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры -
MTX, JL Audio и др.
Они настолько хороши, что большой разницы в их
звучании среднестатистическому уху просто не ощутить.
Так что, если вы не собираетесь участвовать со своим
автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то
стоимость музыки в машине не должна превышать 20% от
стоимости автомобиля.
И как бы не сопротивлялись ценители хорошего
автозвука - точкой отсчета должен быть именно
автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой
сабвуфер, чтобы озвучить и без того поющие детали салона
продукта отечественного. Поэтому рекомендуется к
применению эта стандартная для многих система расчета
стоимости установки аппаратуры: если Вы купили
автомобиль за 1500 долларов США, на музыкальное
оформление не стоит тратить больше 300 долларов – те
самые 20%.
Сабвуферы бывают двух видов: активные и пассивные.
Активные сабвуферы, в отличие от пассивных, имеют
встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор
"быстрого приготовления c готовностью к употреблению",
т.е. вам стоит только подключить два контакта от
головного устройства, и система готова к работе. При
этом отсутствует необходимость в согласовании
компонентов (головное устройство – усилитель –
сабвуфер).
Однако у активных сабвуферов есть свои минусы, а
именно: при их изготовлении применяются более простые и
дешевые компоненты, что неминуемо сказывается на
качестве звука. К активным сабвуферам относятся такие
модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A,
PANASONIC EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Для подключения пассивного сабвуфера необходимо
выбрать усилитель, дающий при мостовом включении ту же
мощность, которая указывается в паспорте данного
сабвуфера как номинальная. Теперь о типах и
конструктивных особенностях представленных на
современном рынке сабвуферов.
Выделяют четыре типа сабвуферов:
- cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный
корпус (closed);
- сабвуферы фазоинверторного типа (vented),
характеризуются наличием фазоинвертора - щели или
трубы, служащей для настройки частотной характеристики
компонента в области низких частот;
- сабвуферы полосового типа (bandpass) – отличаются
от вышеперечисленных тем, что сам динамик убран внутрь
корпуса сабвуфера, а звук излучается через
фазоинвертор;
- сабвуферы с пассивным радиатором имеют второй
динамик, служащий, по большей части, для понижения
общей резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы типа vented более эффективно обеспечивают
громкое и глубокое звучание, чем closed, но и стоят
дороже. Третий тип сабвуферов хорош тем, что помогает
обойтись без кроссоверов, выполняя роль фильтра,
пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе
и подавляющего всё вне данного диапазона. Но минус у
него тот же, что и у сабвуферов типа vented – усложнение
и, как следствие, удорожание конструкции.
Сабвуферы c пассивным радиатором распространены мало
и эффективны только при ювелирной настройке в автомобиле
выше среднего класса. Громкость всех видов и типов
сабвуферов во многом зависит от положения компонента во
внутреннем пространстве автомобиля.
Существующие автомобили по конструкции кузова можно
разделить на три основных типа:
- седаны (к ним относятся вся ВАЗовская "классика",
ВАЗ-21099 и Волга 3110);
- хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К
этому типу относятся ВАЗ 2108-09, Москвич 2141;
- кузова типа универсал (большие двухобъемные
автомобили), например, ВАЗ-2104.
- У седана динамик и порт направлены прямо на заднее
сиденье, причем рекомендуется оставлять небольшой
зазор величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой
заднего сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ 2106-2107)
на спинке заднего сиденья есть подлокотник. Идеально
было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть
сиденья, так как при этом достигается максимальное
проникновение в салон звука без видимого урезания
частотного спектра (эффекта "приглушения и гулкости",
свойственного большим корпусным сабвуферам).
У автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные
результаты по звуковому давлению достигаются при
направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в
сторону багажника или вверх. В результате достигается
необходимое отражение звука, при котором звук проходит
не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем случае (с кузовом универсал) сабвуфер
направляется динамиком и фазоинвертором назад.
Отдельно стоит отметить компактные сабвуферы. Они
интересны тем, что вносят минимальные изменения в
интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых
от постороннего взгляда местах, что в современной России
очень актуально в связи с процветающими кражами
автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов можно
без особого труда разместить под передними сиденьями или
в полости торпеды над нишей для ног переднего пассажира.
Сторонников и любителей у этого отдельного типа
сабвуферов множество. Их привлекают многочисленные
плюсы, а именно: простота установки, незаметность,
относительная дешевизна, маленькие габариты, позволяющие
экономить полезный объем багажники и др. Но стоит
отметить и характерный для компактных сабвуферов минус -
применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см), чем в
стандартных сабвуферах. Чтобы достигнуть необходимую
"низость" частот динамика, не увеличивая его размеры,
конструкторы применяют разнообразные технические
разработки: новые формы корпуса, наполнение внутреннего
объема минеральной ватой, компрессионный режим работы
динамика и т.п.
И все же компактный сабвуфер играет не слишком
громко. Именно поэтому не стоит ставить его в задней
части автомобиля - вы его просто не услышите. Среди
компактных сабвуферов наибольшей популярностью
пользуются PANASONIC EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265,
PIONEER TS-WX50, RCF BL 130.
Стоит отдельно остановиться на оригинальных по
конструкции сабвуферах, таких как указанный выше
компактный сабвуфер PIONEER TS-WX50. Он предназначен для
установки в запасное колесо автомобиля. И хотя задумка
сама по себе весьма оригинальная, но реального
применения ей найти трудно. Дело в том, что на типичных
хэтчбэках и седанах, когда запасное колесо находится в
специальной нише под толстым ковриком, его будет просто
не слышно, а в седанах типа ВАЗ-2106-07 звук не сможет
дойти от вертикально расположенного колеса - опять же не
хватит мощности. Да и эксплуатация такого сабфувера
создает достаточно много трудностей.
В заключение стоит отметить, что ваш выбор сабвуфера
будет напрямую зависеть от того, чем вы хотите
пожертвовать - деньгами, временем или внутренним
пространством вашего автомобиля. Можно поступить иначе -
обратиться к профессиональным установщикам
автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу сделают не
только индивидуальный сабвуфер, но и
идеально-гармоничную музыкальную систему в вашем
автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую вы
готовы потратить...
Источник: www.probuem.ru
Читайте также:
Что необходимо знать при покупке б/у автомобиля
Автомобильные подставы
Взаимозаменяемость запчастей
Как выбрать автомобиль, как выбрать и купить машину
Как уменьшить расход топлива учимся экономить
Чем заняться в пробках
|