|
Тюнинг подвески 2108
С точки
зрения «продвинутого» водителя обычная (не спортивная) серийная машина,
«свежесошедшая» с конвейера, - это неуклюжий, несмышленый ребенок (да простят
меня уважаемые автопроизводители). Ему только предстоит научиться ходить, а
точнее, бегать «по-взрослому». Последние слова, помимо того, что являются
высшей похвалой в устах истинных спортсменов, означают еще и взвешенное,
разумное и предсказуемое поведение, не допускающее досадных (порой болезненных)
падений.
Воспитательный процесс тонок - в нем не бывает мелочей, аспектов «второй
степени значимости». Однако начальная стадия процесса, в ходе которой в
неокрепший организм закладываются основные спортивные ценности, достаточно
проста. Как просты и сами ценности: несмотря ни на что твердо стоять на дороге
четырьмя колесами, стойко держать любые удары, не кланяться каждому повороту и
торможению.
Такой характер вырабатывается несколькими «воспитательными методиками». Можно
не упоминать легкие кованые диски большого диаметра и хорошую (!)
сверхнизкопрофильную резину. Однако кое-что повторить не вредно. А именно,
«великую троицу»: амортизаторы, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости.
Для разных автомобилей разные методы, но подход, в принципе, один: амортизаторы
- только жестче, пружины - жестче или с прогрессивными характеристиками,
стабилизатор - толще и тоже, соответственно, жестче.
Для примера возьмем обычную вазовскую «восьмерку» - до недавнего времени самый
популярный спортивный автомобиль в нашей стране, а следовательно, и самый
«тюнингуемый». В маленьком отступлении скажем, что пока руководство АвтоВАЗа не
озаботится серийным выпуском автомобиля «десятого» семейства с ограниченным
количеством дверей (купе или трехдверный хэтчбек), «восьмерка» никому не
уступит своего места в хит-параде глубокого тюнинга.
Для правильного «воспитания» ВАЗ-2108 вам понадобятся прежде всего амортизаторы
и пружины. Их лучше брать набором - когда они просчитаны друг для друга (и для
определенного автомобиля).
Устойчивых наборов не так уж много. Существуют спортивные Monroe и Plaza, рассчитанные
для стандартных пружин, но это скорее компромисс, нежели искомое желаемое.
Есть знаменитые KoniSport с
регулировками, но их «родные» пружины Mad не сыскать, как говорится, «днем с огнем и
собаками». К тому же набор «Koni + Mad»
обойдется владельцу «восьмерки» почти в $700.
Существует более доступный и цивилизованный вариант: не так давно на рынке
появились «киты» KW,
состоящие из пружин и амортизаторов.
Стабилизатор поперечной устойчивости повышенной жесткости с увеличенным
сечением прутка оказывает существенную помощь амортизаторам и пружинам. В
критических режимах работы подвески стабилизатор, скручиваясь, не позволяет
колесам и кузову жить отдельно друг от друга. От этого в немалой степени
зависит управляемость автомобиля. Некоторые экстремалы подобный стабилизатор
устанавливают и в заднюю подвеску ВАЗ-2108 - для дальнейшего «обострения»
реакций автомобиля.
Когда эти работы позади, отправляемся к специалистам по регулировке углов
установки колес. Может, и здесь удастся что-нибудь «поймать» для дальнейшего
повышения управляемости? Да. И тут начинается самое интересное.
Следующее предложение написано от лица всех специалистов по «колесной
геометрии». Не стоит приезжать на развал с неисправными (изношенными)
элементами подвески - нужно сперва заменить их на новые. А так как подвеска не
в воздухе висит, а крепится к кузову, то и сам кузов должен быть ровным. В
отношении автомобиля слово «ровный» подразумевает, что должна быть соблюдена
геометрия всех точек крепления подвески. Иначе разговор о специфических
настройках придется отложить до лучших времен.
Если не лезть в дебри науки об углах, минутах и миллиметрах, можно выделить три
основных параметра, входящих в обобщенный термин «развал-схождение» - развал
колес, схождение колес и кастр (от англ. caster).
Расшифруем.
Схождение - это угол между плоскостью колеса и осью симметрии или осью тяги
автомобиля. Если колеса «косолапят», заворачиваются внутрь по ходу движения, то
схождение будет положительным, если разъезжаются в стороны - отрицательным.
Угол развала колес формируется плоскостью колеса и вертикальной плоскостью. Он
считается положительным, если верхняя часть колеса имеет наклон к внутренней
стороне («домиком»).
Угол продольного наклона (кастр) образуется вертикалью и проекцией оси рулевого
механизма на продольную плоскость автомобиля.
Хороший мастер, через руки которого прошло немало спортивных автомобилей, первым
делом постарается выяснить, для каких целей предназначена машина.
Одно дело - соревнования (разного рода любительские «покатушки» в последнее
время вошли в моду); в этом случае остается выяснить их специфику (трек,
спринт, кольцевые или раллийные гонки) и покрытие трассы (грунт, снег,
асфальт). Другое - ежедневные (пусть и динамичные) поездки по городу. В первом
случае настройки будут более радикальными, а комфорт и сохранность резины
отойдут на второй-третий план.
Будем считать, что нашей «восьмерке» уготована каждодневная служба по доставке
хозяина из одной точки пространства в другую с максимальным удовольствием от
этого процесса.
При таком варианте специалист первым делом уделит внимание продольному углу
наклона - кастру. Производитель рекомендует устанавливать этот параметр на
значении +1 градус. «Автора» мы безмерно уважаем, но двинем кастр еще на пару
градусов «в плюс», до значения +3 градуса, и насладимся повысившимся
стремлением машины к прямолинейному движению. Она так «стоит» на дороге, что на
прямом участке можно спокойно отпустить руль и подкурить сигарету, не опасаясь
уводов.
Спортсмены ставят себе кастр +5 (благодаря изменению точек крепления опор
двигателя и коробки передач), но мы находимся в рамках здравого смысла. А он
обычно диктует, что регулярная замена «гранат» - не лучший способ получать
удовольствие от обладания автомобилем. Так что +3 для «городского» ВАЗ-2108 -
предел.
А вот на «Мерседесах», например, кастр устанавливается на отметке +10-12
градусов, поэтому их крейсерское стремление к прямолинейному движению никем не
ставится под сомнение. Задний привод позволяет так «валить» колеса вперед...
Далее мастер обратит внимание на угол развала колес. Стандартное значение для
ВАЗ-2108 представляет собой ничего не обещающий «ноль» с допуском 30 минут в
любую сторону. Чтобы улучшить поведение машины в поворотах, предлагается увести
развал «в минус» до 45 минут (не градусов!).
Обращаясь к опыту спортсменов, нельзя не вспомнить кольцевые автомобили, с
колесами, «разваленными» до полного «домика». Оно и не мудрено - угол развала
колес на них достигает -6-7°, что позволяет лучше прописывать траекторию
(правда, резина при этом выживает только одну гонку).
У нас все не так экстремально, но один негативный аспект присутствует: при интенсивном
разгоне ведущие колеса заворачиваются внутрь.
Чтобы понять это на практике, можно предложить любому желающему сесть на
велосипед или мотоцикл и попробовать, слегка наклонив аппарат, поехать прямо.
Эффект очевиден - «двухколесное» будет упрямо стремиться повернуть в сторону
наклона.
Чтобы снизить это стремление, обратимся к последнему параметру - схождению.
Стандартное значение - 0, но мы уже зашли слишком далеко. Необходимо установить
схождение в диапазоне +0,5 - +1 мм. Таким образом отрицательное значение
развала колес будет отчасти компенсировано положительным значением схождения.
Вроде бы, ничего не осталось… Хотя нет - мы пока не трогали заднюю ось.
Для нее в «восьмерке» доступно, по меньшей мере, два параметра - развал и
схождение. Предполагается, что наш автомобиль «заряжен на все деньги», стало
быть, сзади вместо барабанных тормозов установлены дисковые. Скорее всего, там
же появилась и хитрая проставка, позволяющая регулировать развал. Вооруженные
этой надеждой, обратимся к цифрам.
На задней оси можно «разгуляться» намного серьезнее, чем на передней, поэтому
развал доводится до 1-1,5°. Естественно, «в минус». Так как на заднюю ось
действуют те же силы, что и на переднюю (только слабее), этот развал мы
компенсируем при помощи схождения +2-4 мм. Для сравнения: на автомобилях BMW (традиционно
имеющих задний привод) развал на задней оси составляет -2,5°, а компенсируется
это схождением +2 мм.
Вот и подросла наша «восьмерка», а мы и не заметили. Машина побежала быстро,
предсказуемо, резко. Она «железнодорожно» придерживается заданной траектории,
только бы хватало сцепления колес с асфальтом... И почему в таких местах всегда
приходится писать «но»?!
Большой ребенок - большие проблемы. Прежде всего, он требует больше внимания.
Для стандартного автомобиля периодичность настройки углов установки колес (при
обычной езде, без сильных ударов по подвеске и замены ее деталей) - 10-15 тыс.
км пробега. Для «настоящей» машины 10 тыс. км - пожалуй, максимальное
расстояние от настройки до настройки.
Можно поездить дольше, но учтем, что установленные параметры являются границей
здравого смысла. Поэтому неизбежное изменение настроек (особенно с нашими «как
бы дорогами») может отразиться на поведении автомобиля и состоянии резины.
После сильного удара (люк, бордюрный камень) следует цепочка негативных
последствий. Если элементы остались целы, то пострадали наши хитрые настройки.
Например, кастр может «уйти» всего на 10 минут, а схождение «сбежит» аж на 5
мм!
Следующий неприятный момент - для слабых телом. Крутить руль на месте станет
тяжелее, и повинны в этом развал и кастр. Появившийся эффект «избыточной
поворачиваемости» (в кавычках, поскольку мы имеем дело с передним приводом)
может сыграть злую шутку - автомобиль будет сам нырять в поворот.
Наконец, при подобных настройках снижается выбег машины. То есть при
выключенном сцеплении она по инерции пройдет несколько меньше, чем стандартная
«сестрица».
Читайте также:
Подвеска ВАЗ 2108
Meтодикa оптимизации привода тормозов
Пружины
Амортизатор - элемент безопасности и комфорта
Выбор колесных дисков - советы профи
Обрезать ли пружины?
Основы настройки углов установки колес
Спортивная подготовка передней и задней подвесок и механизма управления
Распорка передней подвески: "за" и "против"
Тормозные системы Lucas
О подвеске
Диски
Спортивные тормоза
| |
|
Графика и дизайн by 4NDR3Y;
© 2004-2012 TheRacer'sEdge.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Если у Вы хотите поделиться своим опытом с остальными - пишете нам e-mail. Все статьи будут опубликованы.
|
|
|