|
Выбор дистанции
Знаете, что такое относительная скорость? Именно эта величина играет решающую
роль при столкновении. Но безопасную дистанцию определить тоже надо. Старое
правило "держать расстояние в метрах, равное половине скорости",
однажды может и спасти.
Мастера - они знают...
Если вопрос безопасной дистанции копнуть чуть глубже, чем делают это в
автошколах, найдется немало интересного. Вот, к примеру, читаем в светском
сплетничке информацию о знаменитом (президентском, мафиозном и т. п.) гараже: там,
дескать, уж такие-растакие мастера-водители - ездят на скоростях под двести...
с дистанцией в полметра! А их шеф жив-здоров, и никаких аварий. Что ж, это и в
самом деле мастерство, - нужна отменная реакция, чтобы при торможении флагмана
его не достал ведомый, а то еще, не дай Бог... лак поцарапает.
Вы не поняли? Да просто разнести лидеру зад при такой ситуации очень сложно.
Надо, чтобы первый практически стал как вкопанный - а это (при 200) еще хуже,
чем битый зад... А если он тормозит с большим замедлением (пусть это будет 8
м/с2), на пути в полметра "накопится" разность скоростей
всего около 10 км/ч. Какова же тогда эта разность для машин, ползущих 30 км/ч?
Если первый будет замедляться так же - 8 м/с2 - такая же точно, те
же 10 км/ч! Никакого парадокса: еще безопаснее ехать бампер в бампер...
Короче, дело в том, что при соударении двух машин важна их относительная
скорость, а не та, что на спидометрах. Но при малой дистанции она не может быть
большой.
Правда, необходимы некоторые оговорки. Каждый автомобиль "едет
сам по себе" - и достаточно устойчив, пока не ткнется в другой. Поэтому -
даже после легкого удара - многое зависит от обоих водителей. На высокой
скорости не мудрено и контроль над машиной потерять...
Домино
Кто бывал в авариях, знает, как все происходит: тормоза отличные, расстояние до
препятствия вроде большое... но как стремительно сокращается! За этим следует
удар... и удивление: "Неужели я - такой опытный, умелый - все это
натворил!" Дело исключительно в психологической инерции: глаз в дороге
"замыливается", не видит расстояния... Кстати, стоит только солидно
поотстать от впереди идущего - тут же вклинится какой-нибудь умник.
Или вот, о цепных авариях. Случаются они обычно в туман, дождь, снегопад -
иначе говоря, при ограниченной видимости. Это легко объяснимо: впереди уже
падают костяшки домино, а водитель, не видя, приближается...
Учтите: в плотном тумане предметы кажутся дальше, чем на самом деле. Еще
срабатывает очередной психологический эффект: очень трудно ехать, не видя ни зги.
Куда спокойнее, когда впереди "просматривается" другая машина! Так и
летят вслепую целые колонны...
А наш туман ничем не слабее воспетого поэтами лондонского: побывать бы им в
непогоду под Орлом или Краснодаром!
Алгебра торможения
Какая же она - безопасная дистанция? Из любопытства я решил несколько
простейших задач. Для простоты
примем для всех случаев одинаковое состояние дороги, равномерное торможение и
т. д.
Задача 1. Две машины едут со скоростью 60 км/ч (16,67 м/с) с дистанцией 15 м.
Тормоза отличные, замедление 8 м/с2. Переднему (№ 1) водителю,
пришлось резко затормозить (точка А), задний (№2) отреагировал через 0,8 с
(точка Б). За это время его машина прошла, все еще не тормозя, 13,3 м.
Дистанция сократилась до 8,6 м. После остановки обеих машин дистанция
сократилась до 1,7 м (красные кривые). Выходит, безопасная дистанция должна
быть не меньше пути, который №2 прошел за время реакции - 13,3 м. Т.е. 0,8 с
играют ключевую роль! Если бы № 2 затормозил на 0,2 с позднее, он оказался бы
на 3,33 м ближе к № 1...
Задача 2. Замедление 4 м/с2 (больше невозможно из-за грязной
дороги), а скорость и дистанция те же. Взгляните на коричневые кривые. Время и
путь торможения вдвое больше, но на безопасной дистанции это не отразилось.
Дистанция та же - 13,3 м.
А что будет на льду? Изменятся лишь время и путь торможения. Обе машины просто
будут очень долго скользить, если не врежутся, скажем, в столб.
Задача 3. Поднимем скорость до 90 км/ч. Умные водители увеличат дистанцию. На
глаз кажется, что 20 метров достаточно. А вот и ответ - зеленые и голубые
линии. Первые для замедления 8 м/с2, вторые - 4 м/с2.
Теперь автомобиль за 0,8 с пройдет как раз 20 метров! Т.е., когда первый уже
остановился, второй все же докатится до него!
Идеальных условий в жизни не бывает. Кто сказал, что тормоза у всех одинаковы?
Если в первом примере ведущая машина затормозит с замедлением 8 м/с2,
а ведомая только 4 м/с2, то уже в начале третьей секунды прерывистая
коричневая кривая "наедет" на сплошную красную! Разность скоростей -
примерно 28 км/ч: ох и дров будет наломано... Чтобы этого не случилось, заднему
водителю нужно держать дистанцию увеличенную как минимум на величину Д, то есть
метров на 15! На практике, с учетом возможных случайностей, надо бы еще больше.
Это касается и тех, кто на тормоза не жалуется.
Читайте также:
Эффективный разгон
Как безопасно ездить ночью
Как уцелеть на скользкой дороге
Экстренное торможение
Управляемый занос (задний привод)
Управляемый занос (передний привод)
Как тормозить зимой
| |
|
Графика и дизайн by 4NDR3Y;
© 2004-2012 TheRacer'sEdge.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Если у Вы хотите поделиться своим опытом с остальными - пишете нам e-mail. Все статьи будут опубликованы.
|
|
|