|
Кто наддует Жигули?
Какой из
российских автомобилей мог похвастать двигателем, оснащенным системой наддува?
Только обладатели "эксклюзивных прав" - иномарки,
да и то далеко не все. И вот теперь у остальных появиляется возможность иметь
мощный, тяговитый мотор. А сделает его таким система, рожденная
отделом турбонаддува Научно-технического центра "Экология" ГНЦ НАМИ.
О ней рассказывает наш корреспондент Денис БОРОВИЦКИЙ.
Для начала напомним принцип работы двигателя с турбонаддувом. Выхлопные газы
сперва отдают свою энергию турбине, а затем через приемную трубу
поступают в глушитель. Находящийся на одном валу с турбиной компрессор
засасывает воздух из фильтра, повышает его давление на 30-50% (иногда больше) и
через карбюратор гонит в двигатель. Таким образом, в один и тот же литраж
(объем) двигателя поступает больше по весу рабочей смеси. Благодаря этому
мощность возрастает на 20-50%, а использование энергии выхлопных газов повышает
КПД мотора и снижает удельный расход топлива на 5-20%.
Турбокомпрессор, сделанный в
НАМИ.
А теперь рассмотрим устройство турбонаддува, разработанного в НАМИ. На штатном
выпускном коллекторе устанавливается турбокомпрессор, при этом
габарит двигателя в подкапотном пространстве не изменяется. Воздух идет через
воздушный фильтр, компрессор и карбюратор, причем фильтр и карбюратор
остались на своих местах и требуют лишь незначительной доработки. По сравнению
с серийной изменилась приемная труба, так как теперь она крепится к
выпускному патрубку турбины. Масло для смазки подшипников турбокомпрессора
подводится по трубопроводу из главной магистрали, а сливается через
трубопроводы в поддон двигателя. Чтобы смесь не слишком обеднялась при высоких
частотах вращения, предусмотрена система регулирования
турбокомпрессора, выполненная с ним заодно. Управляют компрессором давление
наддува, которое через мембрану камеры управления перемещает клапан перепуска
газов в турбине, и специальный корректор, изменяющий подачу топлива в
карбюратор бензонасосом (не удивляйтесь, бензонасос также несколько доработан).
По результатам испытаний были получены характеристики крутящего момента,
удельного и суммарного расходов топлива, а также мощности при различной
настройке турбонаддува (двигатель оставался без изменений). Естественно,
параметры могут меняться в зависимости от объема двигателя, ведь система
рассчитана на совместную работу с большинством двигателей ВАЗ (объемом от 1,2
до 1,7 литра). По мнению специалистов отдела, повышение мощности и
крутящего момента не отразится на ресурсе двигателя, а также агрегатов
трансмиссии.
Агрегат наддува на двигателе ВАЗ.
Особо отметим, что турбонаддув не только улучшит динамику машины, но и позволит
снизить выбросы токсичных СО и СН, а с охладителем наддувочного
воздуха (интеркулером) - и NOx, что, безусловно, порадует "зеленых". Конечно,
нейтрализатор отработавших газов также необходим. Однако сопоставим
некоторые факты. Установка нейтрализатора на бензиновом двигателе повышает
сопротивление на выпуске - как результат, снижается мощность и на 5-10%
возрастает расход топлива. А трехкомпонентные нейтрализаторы, получившие
широкое распространение, как наиболее эффективные, включают специальные
электронные схемы с обратной связью и датчики (лямбда-зонды), поэтому весьма
недешевы. Понятно, что за такую систему никто добровольно деньги не выложит,
а вот установка турбонаддува, несомненно, привлечет внимание автолюбителей -
даже тех, кто и не задумывался о чистоте выхлопа.
Сегодня установить в свою машину турбонаддув могут лишь владельцы
"жигулей" и "нив", близка к завершению адаптация агрегата к
ВАЗ-2108 и
ВАЗ-2109. Порадуем также "волгарей" - ваш
"объемисто-прожорливый" двигатель обретет, благодаря наддуву, второе
дыхание.
А теперь о том, что для российского автомобилиста, пожалуй, важнее рассуждений
о технических преимуществах. Речь идет о перспективах
производства системы. С этим дело обстоит так. Отдел, дабы избежать нареканий
на качество агрегата, взвалил сборку на свои плечи. Будем надеяться,
профессионалы гарантируют высокое качество. И если эта задача им привычна, то
для решения другой, не менее важной - удержать ценовую планку на
доступном уровне - коллективу пришлось проявить разворотливость и деловую
хватку. Заметно удешевить изделие удалось, заказывая комплектующие в разных
областях России, поскольку в Москве это стоило бы гораздо дороже.
Естественно, реальную оценку созданной системе турбонаддува могут дать только
независимые эксперты-автолюбители.
| |
|
Графика и дизайн by 4NDR3Y;
© 2004-2012 TheRacer'sEdge.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на сайт обязательна.
Если у Вы хотите поделиться своим опытом с остальными - пишете нам e-mail. Все статьи будут опубликованы.
|
|
|